1. Организация и задачи органов юстиции в Российской Федерации.
2. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
3.
Регулирование
сферы правового обслуживания.
4.
Правовая
информатизация.
Вопрос 1.
Минюст России – федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере
юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста осуществляет
Президент РФ, а координирует его деятельность Правительство РФ.
Структурно Минюст включает управления, отделы, иные
структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники,
назначаемые министрами, а наиболее крупные – заместители министра юстиции,
назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства РФ.
Министр юстиции назначается на должность и
освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя
Правительства РФ. Наделенный широкими полномочиями, он на основе единоначалия
осуществляет общее руководство деятельностью МЮ и несет персональную
ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России.
Министр имеет заместителей, в качестве совещательного
органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей
входят руководящие работники и специалисты в сфере юстиции. Состав коллегии,
кроме лиц, входящих по должности,
утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия
рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЮ, которые реализуются
приказами и распоряжениями Министра.
МЮ РФ, его территориальные органы, иные органы и
учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность,
образуют систему МЮ. В субъектах РФ действуют министерства республик,
управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ,
возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам,
относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются МЮ РФ, по вопросам
совместного ведения – МЮ России и органам исполнительной власти субъекта РФ.
В систему МЮ РФ входят учреждения и организации, в
отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции
– нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.
Правовое положение МЮ РФ определяется Конституцией РФ,
ФКЗ «О Правительстве РФ», Положением о МЮ РФ от 2 .08.1999, постановлением
Правительства РФ от 7 .10.1996 г. «Об утверждении Концепции реформирования
органов и учреждений юстиции РФ» и т.д.
На МЮ и его территориальные органы возлагается
выполнение следующих основных задач:
- реализация
государственной политики в сфере юстиции;
- обеспечение прав и законных интересов личности и
государства;
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной
собственности.
Каждая из изложенных задач наполняется конкретным
содержанием.
Вопрос 2.
Реализация государственной политики в сфере юстиции
является самой обширной задачей МЮ РФ. Для ее реализации на МЮ РФ возложены
следующие функции:
- координация нормотворческой деятельности федеральных
органов исполнительной власти;
- участие в правовом обеспечении нормотворческой
деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
- проведение юридической экспертизы проектов
законодательных и иных НПА, принимаемых органами государственной власти
субъектов РФ;
- обеспечение деятельности полномочных представителей
Правительства в ГД ФС РФ и Констит. Суде РФ
- государственная регистрация и учет ведомственных
нормативных актов центральных органов
федеральной исполнительной власти;
- регулирование сферы правового обслуживания;
- контроль за исполнением законодательства;
- правовая информатизация;
- участие в подготовке Свода законов;
- развитие судебно-экспертных, научных и образовательных
учреждений;
- участие в международно-правовой охране прав и
законных интересов граждан и т.д.
Близко к группе функций, связанных с оказанием
содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены
на МЮ РФ в сфере международных отношений. Например, МЮ РФ обязано давать или не
давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так
или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства, а также
представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому
законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при
вступлении договора в силу.
Наделение МЮ РФ широкими полномочиями по регистрации
НПА поставило его в положение активного контролера за качеством значительной
части актов федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов
субъектов РФ.
Вопрос 3.
МЮ РФ регулирует сферу правового обслуживания. В этих
целях осуществляется регистрация и выдача лицензий на право занятия
деятельностью по оказанию правовых услуг, аттестация юридического персонала,
усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих
правовое обслуживание. Лицензии выдаются МЮ РФ, территориальными органами,
которые ведут реестр лицензий.
Важное место в деятельности МЮ РФ занимают вопросы
взаимоотношений с адвокатурой и нотариатом.
В отношении нотариата
МЮ РФ:
наделяет
нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;
осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением
нотариусами профессиональных обязанностей,
организует выдачу лицензий на право осуществления
нотариальной деятельностью;
совместно с Федеральной нотариальной палатой
утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных
свидетельств,
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска
его печати при легализации документов, представляемых физическими и
юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.д.
В отношении адвокатуры
в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. на
территориальные органы МЮ возложено:
ведение
региональных реестров адвокатов,
своевременное представление их адвокатским палатам
субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях,
участие в деятельности квалификационных комиссий
адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие
адвокатской деятельностью, статусом адвокатов
разбирательством жалоб на действия адвокатов,
принятие мер к лишению статуса адвокатов лиц, совершивших
проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.
Вопрос 4.
МЮ в соответствии с Концепцией правовой информатизации
России участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации
органов государственной власти.
МЮ осуществляет в установленном порядке функции
государственного заказчика; организует работу по созданию и ведению баз данных
правовой информатизации в сфере юстиции.
МЮ предоставляет правовую информацию президенту РФ,
Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти; осуществляет
обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует
деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств
– участников СНГ.
МЮ организует разработку и обеспечение органов и учреждений
юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и
анализа правовой информации для судов, центрального аппарата МЮ и его органов и
др. учреждений юстиции.
МЮ обеспечивает сбор и обработку статистических
данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета
в сфере юстиции.
МЮ представляет Российскую Федерацию при организации
межгосударственной системы правовой информатизации, а также участвует в
международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий