четверг, 8 октября 2020 г.

Дополнительный материал для подготовки к семинару по теме "Органы юстиции"

 1.     Организация и задачи органов юстиции в Российской Федерации.

2.     Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

3.     Регулирование сферы правового обслуживания.

4.     Правовая информатизация.

 

Вопрос 1.

Минюст России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста осуществляет Президент РФ, а координирует его деятельность Правительство РФ.

Структурно Минюст включает управления, отделы, иные структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные – заместители министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр юстиции назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наделенный широкими полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью МЮ и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России.

Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят руководящие работники и специалисты в сфере юстиции. Состав коллегии, кроме лиц, входящих по должности,  утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЮ, которые реализуются приказами и распоряжениями Министра.

МЮ РФ, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему МЮ. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются МЮ РФ, по вопросам совместного ведения – МЮ России и органам исполнительной власти субъекта РФ.

В систему МЮ РФ входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции – нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.

Правовое положение МЮ РФ определяется Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», Положением о МЮ РФ от 2 .08.1999, постановлением Правительства РФ от 7 .10.1996 г. «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ»  и т.д.

На МЮ и его территориальные органы возлагается выполнение следующих основных задач:

-  реализация государственной политики в сфере юстиции;

- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

Каждая из изложенных задач наполняется конкретным содержанием.

 

Вопрос 2.

Реализация государственной политики в сфере юстиции является самой обширной задачей МЮ РФ. Для ее реализации на МЮ РФ возложены следующие функции:

- координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

- проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных НПА, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

- обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства в ГД ФС РФ и Констит. Суде РФ

- государственная регистрация и учет ведомственных нормативных актов  центральных органов федеральной исполнительной власти;

- регулирование сферы правового обслуживания;

- контроль за исполнением законодательства;

- правовая информатизация;

- участие в подготовке Свода законов;

- развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений;

- участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан и т.д.

Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на МЮ РФ в сфере международных отношений. Например, МЮ РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства, а также представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.

Наделение МЮ РФ широкими полномочиями по регистрации НПА поставило его в положение активного контролера за качеством значительной части актов федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов РФ.

 

Вопрос 3.

МЮ РФ регулирует сферу правового обслуживания. В этих целях осуществляется регистрация и выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг, аттестация юридического персонала, усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание. Лицензии выдаются МЮ РФ, территориальными органами, которые ведут реестр лицензий.

Важное место в деятельности МЮ РФ занимают вопросы взаимоотношений с адвокатурой и нотариатом.

В отношении нотариата МЮ РФ:

 наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;

осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей,

организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельностью;

совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств,

удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.д.

В отношении адвокатуры в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. на территориальные органы МЮ возложено:

 ведение региональных реестров адвокатов,

своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях,

участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов

разбирательством жалоб на действия адвокатов,

принятие мер к лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.

 

Вопрос 4.

МЮ в соответствии с Концепцией правовой информатизации России участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.

МЮ осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика; организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информатизации в сфере юстиции.

МЮ предоставляет правовую информацию президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти; осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств – участников СНГ.

МЮ организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата МЮ и его органов и др. учреждений юстиции.

МЮ обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции.

МЮ представляет Российскую Федерацию при организации межгосударственной системы правовой информатизации, а также участвует в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий