четверг, 17 ноября 2022 г.

Материал для подготовки по теме "Органы предварительного расследования"

 ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО расследования

 

Вопросы.

1. Понятие и формы предварительного расследования в России: их сходство и различия.

2. Понятие  оперативно-розыскной деятельности.

3. Понятие, задачи, система и функции органов дознания.

4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия.

 

Вопрос 1.

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Роль предварительного расследования чрезвычайно велика Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания.

Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия.

Между этими органами имеются и сходство, и различия.

Сходство в следующем:

1)                          и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

2)                          при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

3)                          единое правовое обеспечение: свою деятельность они осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).

Отличия дознания от предварительного следствия:

 1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

3. по органам, входящим в разные ведомственные системы.

4. по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. ДО 3 месяцев – руководителем следственного органа; до 12 месяцев - руководителем следственного органа субъекта.

6. по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

 

Задачи предварительного расследования:

- при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения,

- пресечь или предотвратить совершение преступления,

- установить и изобличить преступника,

- не допустить привлечения к ответственности невиновного,

- обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.

В целях эффективного выполнения указанных задач на органы дознания, кроме того, возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность является самостоятельной функцией, выполнение которой возлагается на органы дознания, располагающие оперативными службами.

 

 

Вопрос 2. Понятие  оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность (далее —ОРД) вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Различия между ОРД и предварительным следствием:

1.     следственные действия регулируются уголовно-процессуальным законом и проводятся только после возбуждения уголовного дела, а ОРД осуществляется на основе Закона об ОРД.

2.     по результатам: в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе ОРД лишь предварительные данные, которые станут таковыми по результатам их закрепления процессуальным путем.

ОРД основывается как на общеправовых принципах (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и на принципах, свойственных данной отрасли права: конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти

Задачами оперативно-розыскных подразделений являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В Законе об ОРД дан исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий при проведении ОРД:

опрос;

 наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

 проверочная закупка;

 исследование предметов и документов;

 наблюдение;

 отождествление личности;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи;

оперативное внедрение;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент.

Законом установлены условия проведения каждого ОРМ (судебное решение, согласие руководителя органа, имеющего право осуществления ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов и др. (ст. 8).

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федеральных органов государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

 

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, уполномоченными на проведение ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Ведомственный контроль возложен на руководителей органов, осуществляющих ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.

 

 

Вопрос 3. Понятие, задачи, система и функции органов дознания

Дознание - это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов ФСИН, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание проводится следователями Следственного комитета РФ.

Государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним относятся следующие должностные лица:

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

1) процессуальные действия, которые в совокупности образуют дознание. Оно возможно только по очевидным преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

2) производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь, заканчивая его составлением обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности:

1)                                срок указанного дознания не должен превышать 30 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток);

2)                                по окончании дознания его материалы предъявляют только обвиняемому и его защитнику, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.

Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

К неотложным следственным действиям относятся:

осмотр,

обыск,

выемка,

задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей,

освидетельствование и др.

Срок производства неотложных следственных действий «по горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах (ст. 157).

Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции:

дознание;

производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения.  Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания.

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

 Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

 

Вопрос 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия.

Следствие в уголовном процессе означает собирание и проверку доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства суде первой инстанции.

Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности,  в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств составляют систему органов предварительного следствия.

Задачи органов предварительного следствия являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

способствование укреплению законности и правопорядка;

обнаружение и процессуальное закрепление доказательств и последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;

установление наличия или отсутствия ущерба, причиненное преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

В ст. 151 УПК определяется подследственность.

Подследственностъ — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:

а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;

б) подследственность по видам преступлений;

в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);

г) персональная подследственность (по субъекту преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел.

Следователи органов Следственного комитета РФ уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 151 УПК).

Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и (или) санкции прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.

Наделяя следователя такими полномочиями, закон предъявляет определенные требования к лицам, назначаемым на эту должность.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу письменном виде, но закон предусматривает возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.

За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий