вторник, 24 ноября 2020 г.

Материал для подготовки по теме "Таможенные органы" (для студентов направления "Юриспруденция")

 

1.     Понятие таможенного дела в РФ.

2.     Система таможенных органов.

3.     Полномочия таможенных органов.

 

Вопрос 1.

 Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В процессе осуществления таможенной деятельности реализуются 2 группы целей: экономические и правоохранительные.

Экономические цели связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) Регулятивная функция призвана стимулировать развитие национальной экономики , защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций с помощью установления таможенных тарифов, лицензирования. Установления запретов и т.д.

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности гос-ва, охрану животных и растений, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение нез. оборота наркотиков и т.д.

 

Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

 

Основные режимы

1.     Выпуск для внутреннего потребления

2.     Экспорт

3.     Международный таможенный транзит

 

Экономические режимы

1.     Переработка на таможенной территории

2.     Переработка для внутреннего потребления

3.     Переработка вне таможенной территории

4.     Временный ввоз

5.     Таможенный склад

6.     Свободная таможенная зона (свободный склад)

 

Завершающие режимы

1.     Реимпорт

2.     Реэкспорт

3.     Уничтожение

4.     Отказ в пользу государства

 

Специальные режимы

1.     Временный вывоз

2.     Беспошлинная торговля

3.     Перемещение припасов

4.     Иные специальные таможенные режимы

 

Специальные процедуры

1.     Перемещение транспортных средств

2.     Перемещение товаров физическими лицами

3.     Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

4.     Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

5.     Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

 

Таможенное дело является исключительной монополией государства и относится к ведению федеральных органов исполнительной власти. Монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.

 

Вопрос 2.

Согласно ст. 402 ТК РФ в систему таможенных органов РФ входят:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; (пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов (лаборатории, НИИ, уч. заведения и т.д.)

РТУ являются промежуточным звеном в системе таможенных органов между центральным органом и местными таможенными учреждениями.

Таможня – это государственный органа, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех импортируемых и экспортируемых товаров, а также багажа, почтовых отправлений и других грузов. В зависимости от географического расположения различают:

- пограничные таможни, создаваемые на таможенной границе (Сочинская);

- внутренние таможни (Владимирская);

- сухопутные;

- морские (Балтийская)

- воздушные (Внуковская)

- речные (Невельская)

таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Гос. Герба РФ, текущие счета в банках.

Таможенный пост – это подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Таможенный пост не обладает правом юридического лица. Структура таможенного поста утверждается РТУ.

 

Вопрос 3.

Таможенные органы, осуществляя возложенные на них задачи, выполняют такие виды деятельности, как:

- взимание таможенных платежей;

- таможенное оформление;

- таможенный и валютный контроль;

- оперативно-розыскная деятельность;

- расследование преступлений в форме дознания.

 

За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенные органы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата.

 

Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.), связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

 

Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Таможенный и валютный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личного досмотра, устного опроса, осмотра помещений, складов и других мест, где могут храниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащие таможенному и валютному контролю.

 

Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административную ответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу, руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

 К виновным лицам применяют меры административной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, выдаваемой таможенными органами на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенные органы имеют право обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций.

 

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных органов иностранных государств. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется также в целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

 

По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, таможенные органы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки такого преступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уголовное дело, производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела передают дело по подследственности выполняя в дальнейшем поручения следователя.

 

Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как представители федеральных исполнительных органов находятся под защитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.

 

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности таможенных органов и определяются действующим законодательством.

 

Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должностных лиц.

 

Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных органов осуществляют Президент и Правительство РФ.

 

Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответствующих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должностные преступления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий