понедельник, 26 сентября 2022 г.

Материал для подготовки к семинару по теме "Прокуратура"

  Вопросы.

1.                 Исторический очерк развития прокуратуры в России. (самостоятельно)


2.                 Система и структура органов прокуратуры РФ.

3.                 Принципы организации и функции органов прокуратуры.

4.                 Общая характеристика направлений деятельности прокуратуры РФ.

5.                 Прокурорский надзор как главная функция прокуратуры. Общая характеристика основных отраслей прокурорского надзора.

6.                 Акты прокурорского реагирования.

 

Вопрос 1. (Самостоятельно)

Создание прокуратуры в России связано с государственными реформами Петра 1. 27 января 1722 г. Петром 1 был подписан указ, учредивший должность генерал-губернатора. Петр I назначил Генерал-прокурором известный в истории России государственного деятеля - П. И. Ягужинского.

В период царствования Екатерины II в значительной степени был усилен прокурорский наздор в провинции. Это связывают с принятием в 1775 г. "Учреждение о губерниях".

В 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора - "наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи", определялись функции, полномочия и задачи прокуратуры.

26 мая 1922 г. Постановление ВЦИК о принятии "Положения о прокурорском надзоре"

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 5 декабря 1936 г., вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов..

16 сентября 1943 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР - прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено "Положение о прокурорском надзоре в СССР". В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных в Положении отраслей надзора.

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 г.: "органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР". Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на всей территории советского государства. Однако позднее были внесены коррективы в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закона "О прокуратуре СССР".

17 января 1992 г. принимает Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" определены предмет и пределы надзора, куда входят: надзор за исполнением действующих в, Российской Федерации законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления.

18 октября 1995 г. - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в котором нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе. В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры Российской Федерации составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

 

Вопрос 2. Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующего законодательства. Иерархическую систему, состоящую их трех звеньев, основанных на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — Генеральному прокурору РФ, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре», составляют:

Генеральная прокуратура РФ (высшее звено);

прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено);

прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).

В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения.

Специализированные прокуратуры, (транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы) имеют двухзвенную систему органов, действующих на определенных функционально связанных территориях (железная дорога, водный бассейн и др.). Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. В РФ действуй 17 транспортных прокуратур на правах областных.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением экологических законов. Так, Волжская природоохранная прокуратура решает эти задачи на территории Волжского бассейна — от истоков до Каспийского моря. Она имеет 17 низовых звеньев, действующих на правах районных прокуратур. В большинстве субъектов РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Юрисдикция прокуратур по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнителъной системы распространяется на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ.

Военные прокуратуры как разновидность специализированных прокуратур имеют три звена:

а) Главная военная прокуратура (ГВП) как организационно самостоятельное подразделение Генеральной прокуратуры РФ;

б) военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ,  военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

в) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, имеющие статус районных (городских) прокуратур.

 

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений (по надзору за исполнением законов, создаваемых в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, по надзору за законностью судебных постановлений) и отделы на правах управления

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Президентов РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ.

 

Вопрос 3. Принципы организации и деятельности, компетенция прокуратуры

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат определенные принципы, которые получили закрепление в Конституции РФ и Федеральном законе «О прокуратуре». К ним относятся принципы: единства, независимости от федеральных и местных органов власти, законности и гласности.

Принцип единства и централизма прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Их объединяют единые цели и задачи, стоящие перед всеми звеньями системы органов прокуратуры, общие формы и методы, способы осуществления надзора за исполнением законов, единство средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по их предупреждению.

Централизм в организации прокуратуры проявляется в том, что:

а) все прокуроры нижнего уровня назначаются на должность Генеральным прокурором сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Генерального прокурора назначает Совет Федерации РФ по представлению Президента РФ.;

б) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров -  Генеральному прокурору РФ;

в) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения.

Принцип независимости действует как во взаимоотношениях с другими государственными органами, так и внутри рассматриваемой системы. В первом проявлении принцип независимости означает наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействие в какой-либо форме других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации и т.д.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; создание и деятельность таких объединений в органах прокуратуры запрещены законом, а прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны с решениями общественных объединений, в том числе и неполитических объединений.

Принцип законности – главенствующий принцип в деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Принцип законности означает обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым  на должность прокуроров и следователей. Касающиеся их качеств, уровня образования возрастного ценза и т.д.

Принцип гласности  означает открытость деятельности  органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. В целях реализации данного принципа на Центр информации и общественных связей возложена обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественность об организации и результатах работы прокуратуры.

 

Вопрос 4.

Прокуратура осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие – к иным направлениям. Основными отраслями прокурорского надзора являются:

1)               надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов издаваемых ими НПА;

2)               надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами и должностными лицами;

3)               надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4)               надзор за исполнением законов судебными приставами;

5)               надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1)    уголовное преследование;

2)    координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3)    участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

4)    опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5)    участие в правотворческой деятельности.

 

Вопрос 5.

Прокурорский надзор   это осуществляемая прокурорами от имени Российской Федерации деятельность, призванная обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов РФ путем принятия мер к выявлению и своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновных к ответственности.

Каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами прокурорского реагирования на нарушения закона.

Предметом первой отрасли надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ перечисленными органами и их должностными лицами;

- соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Средствами данной отрасли надзора являются следующие полномочия прокурора:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые этими организациями, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в прокуратуру информацией;

- требовать предоставления необходимых документов, материалов  и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить проверки и ревизии;

- вызывать должностных лиц для объяснения в связи с нарушением законов;

- возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;

- требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона;

- вносить представление об устранении нарушений закона и т.д.

Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении данной отрасли прокурорского надзора прокурор вправе:

- рассматривать и проверять сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

- разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

- принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию и т.д.

 

Вопрос 5.

Основными актами реагирования прокурора на нарушение закона являются:

- протест;

-  преставление;

- постановление;

- предостережение;

- требование.

Протест – это подготавливаемый прокурором документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которое издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В протесте прокурор выражает и обосновывает свое несогласие с НПА или действием должностного лица и излагает требование об отмене или изменении НПА или о прекращении соответствующего действия. Срок рассмотрения протеста – 10 дней со дня его поступления, в исключительных случаях срок может быть сокращен прокурором. Пока протест не рассмотрен, прокурор может его отозвать. Сразу после принятия решения по протесту, оно доводится до прокурора в письменной форме. Различают протест в порядке общего надзора, кассационный протест, частный протест, протест в порядке надзора.

Представление об устранении нарушений закона, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносятся прокурором в орган или должностному  лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Практически письменному представлению предшествует устное обращение прокурора с требованием принять меры по прекращению нарушений и их недопущению в дальнейшем. Представление об устранении нарушений подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры, о чем в письменной форме должно быть сообщено прокурору.

Постановлениями являются акты в рамках различных отраслей прокурорского надзора. Прокуроры должны своим постановлением освобождать лиц, незаконно содержащихся под стражей либо незаконно подвергнутых задержанию. На досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение, которое оформляется  в виде постановления (напр., о возбуждении уголовного дела, о возбуждении дела об административном правонарушении и т.д.)

Предостережение о недопустимости нарушения закона принимается прокурором в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях в письменной форме. В случае неисполнения требований, содержащихся в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора, подлежат безусловному исполнению в порядке и в сроки, установленные законом с сообщением прокурору о принятых мерах. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий