Материал для подготовки к семинару №1
Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса «Правоохранительные органы».
Вопросы.
1. Предмет и система курса «ПО РФ».
2. Соотношение курса «ПО РФ» с другими юридическими дисциплинами.
3. Правоохранительная деятельность: понятие, задачи, основные признаки.
4. Общая характеристика правоохранительных органов РФ, их взаимосвязь между собой.
5. Законодательные источники курса.
Вопрос 1. Предмет и система курса «ПО РФ».
Предметом любой учебной дисциплины является определенная совокупность общественных отношений, возникающих в сфере, связанной с особенностями данной науки.
Под предметом изучения дисциплины «ПО РФ» понимается совокупность однородных специфических общественных отношений, возникающих в процессе образования субъектов и объектов системы организации управления в сфере правоохранительной деятельности.
Совокупность знаний о правоохранительных органах включает в себя:
- понятие и виды правоохранительных органов; в том числе как государственных органов, выполняющих правоохранительную функцию, так и некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности;
- основные направления деятельности в сфере правоохранительной функции государства; в том числе сведения о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом;
- правовое регулирование правоохранительной деятельности.
Т.о., в рамках дисциплины «ПО РФ» изучаются основы организации и наиболее существенные направления деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.
Под системой любой учебной дисциплины понимается совокупность тем, рассматриваемых в рамках данной дисциплины. Система курса «ПО РФ» очень подвижна, поскольку подвержена изменениям, происходящим в государственном аппарате РФ
В систему курса «ПО РФ» входят следующие темы:
· Предмет, система и основные понятия курса «ПО РФ».
· Законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах.
· Прокуратура Российской Федерации.
· МЮ РФ.
· Органы обеспечения безопасности.
· Министерство внутренних дел РФ.
· Таможенные органы РФ.
· Органы следствия и дознания.
· Адвокатура.
· Нотариат.
· Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности в РФ.
Вопрос 2. Соотношение курса «ПО РФ» с другими юридическими дисциплинами.
При определении места курса «ПО РФ» среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, изучаемых в юридическом вузе, нужно исходить из того, что данный курс так или иначе связан с другими дисциплинами. В учебном процессе эта связь состоит в том, что данный курс так или иначе связан с другими учебными дисциплинами, поскольку этот курс является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции.
Наиболее тесна связь с конституционным правом РФ, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, прокурорский надзор, правосудие. В конституционном праве формируются задачи и цели правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.
С администр. правом: адм. право изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. ПО широко применяют нормы администр. права (напр. При обеспечении правопорядка, безопасности дор. движения и т.д.). Кроме того, администр. право дает подробные сведения об основных правилах применения адпминстр. отвественности за соответствующие проступки.
С ГПП, УПП, АПП: они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной деятельности. УПП устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.
С прокурорским надзором: связан не только выполенениме соответствующей правоохранительной функции, но и с определением форм и методов осуществления прокурорского надзора, в том числе за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций.
С теорией ГиП: поскольку ТГиП является наукой, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-прав. Явлений, то органы исполнительной власти (кот. явл-ся ПО) подпадают в сферу изучения Теории ГиП. Кроме того, теорией гос-ва и права разрабатываются рекомендации об основополагающих понятиях, применяемых в правоохр. деят-сти (напр. О применении права, соотношении права и судебной практики и т.д.)
Самостоятельно к семинарскому занятию (дополнительно): соотношение с ГП. УП, земельным правом, таможенным правом, криминологией, прав. Статистикой, криминалистикой, суд. медициной и суд. психиатрией.
Вопрос 3. Правоохранительная деятельность: понятие, основные признаки, задачи.
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание многообразной и многоплановой правоохранительной деятельности.
Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг.
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Эта деятельность направлена на обеспечение соблюдения прав, свобод, законных интересов человека, общественного порядка и конституционного строя государства. Объектами правоохранительной деятельности являются человек, общество, государство. Сущность правоохранительной деятельности – это обеспечение безопасности объектов правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков:
1. такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например,
· если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону;
· если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб;
· если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;
· если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д.
Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
2. применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.
3. Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением и т. д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях - для должностного лица, допустившего нарушение.
4. Субъектами ПД являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которым санкционировано государством на основании и в порядке, определенном законом.
5. субъекты ПД наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом; негосударственные ПО и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.
Основными задачами правоохранительной деятельности являются:
· осуществление охраны жизни и здоровья личности;
· защита чести и достоинства каждого гражданина;
· обеспечение личной свободы и неприкосновенности;
· обеспечение права на благоприятную окружающую среду;
· обеспечение права частной собственности;
· обеспечение общественной безопасности;
· защита материальных и духовных ценностей общества;
· охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.
Вопрос 4. Общая характеристика правоохранительных органов РФ, их взаимосвязь между собой.
Правоохранительные органы – обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
Все ПО составляют систему ПО.
Система ПО- единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.
К государственным ПО относятся:
· Суды: федеральные и субъектов общей юрисдикции, конституционные и арбитражные;- осуществляют уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное правосудие;
· Органы юстиции (МЮ РФ, его территориальные органы, Министерства юстиции субъектов РФ – МЮ РД); - осуществляют государственную политику в сфере юстиции;
· Органы обеспечения безопасности РФ (напр., (Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба), Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба), Совет безопасности, Федеральная пограничная служба и др);- обеспечение безопасности человека, общества, государства;
· Органы предварительного расследования (органы ВД, органы Обеспечения безопасности, таможенные органы, прокуратура); - производство предварительного следствия и дознания, выявление и расследование преступлений, защита прав и свобод человека и гражданина и т.д.
· Прокуратура РФ; - осуществляет прокурорский надзор, поддерживает государственное обвинение в суде, проводит координационную работу среди ПО по борьбе в преступностью, осуществляет уголовное преследование и т.д.
· Органы внутренних дел (МВД РФ и МВД соответствующих субъектов РФ); - обеспечение общественного порядка, проведение оперативно-следственных мероприятий и т.д.
К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся:
· адвокатура; - оказание возмездной помощи населению по оказанию юридических услуг, предусмотренных законом;
· частные охранные и детективные службы;
· частный нотариат;
· наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления;
· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
· добровольные народные дружины и т.д.
5.
Изучение основ деятельности и функций правоохранительных органов требует изучения большого количества законодательных и иных правовых актов.
В количественном отношении данный пласт нормативно-правовых актов характеризуется очень большим разнообразием как по их числу (более 50 НПА), так и по объему, что объясняется объектом изучения курса «ПО РФ» (государственные и негосударственные организации и должностные лица).
Основной показатель правовых актов о ПО – тщательная регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц.
Правовые акты о правоохранительных органах включают акты разной юридической силы: от Конституции РФ и международных актов до положений ведомственных нормативных актов, что усложняет изучение правовой базы, на которую опирается система ПО.
Все правовые акты о ПО можно классифицировать по 2 основаниям:
1. по предмету (содержанию) группируемых актов независимо от их юридической силы;
2. по юридическому значению.
По содержанию все НПА о ПО РФ можно разделить на 4 группы:
· общего характера;
· о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
· об организации выявления и расследования преступлений;
· об организации юридической помощи.
А. Акты общего характера.
- Конституция РФ;
- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22.11.1991 г.
- Закон о безопасности;
- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц П и контролирующих органов» от 20.04.1995 в ред. 2001г.
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
- Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
К этой группе относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.
Особое место занимает Конституция РФ, поскольку в ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Для курса «ПО РФ» имеют первостепенной значение гл. 2 и 7 Конституции РФ.
Глава 2 КРФ закрепляет основные права и свободы человека и гражданина ( о праве на защиту, о презумпции невиновности и т.д.). положения этой главы непосредственно предопределяют содержание деятельности ПО, ставят их в определенные рамки, влияют на основы организации.
Такую же направленность имеют положения гл.7, где сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти.
Положения КРФ имеют высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто их издает.
Б. Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
Закон о прокуратуре РФ
Положение о военной прокуратуре
Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Положение о классных чинах прокурорских работников
В указанных НПА достаточно детально регламентированы все основные вопросы организации и полномочий прокуратуры, понятие и содержание прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры и т.д.
В. Акты об организации выявления и расследования преступлений
Закон о прокуратуре
Закон о милиции
Положение об МВД РФ
ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности»
ФЗ о государственной охране
Закон о государственной границе РФ
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от12.08.1995
О частной детективной и охранной службе
Данная группа НПА весьма многочисленна, что обусловлено неоднородностью деятельности по выявлению и расследованию преступлений. Эта деятельность включает 3 компонента: 1) осуществление оперативно-розыскных мероприятий; 2) дознание; 3) предварительное следствие. Реализация данной деятельности возложена на большое количество органов с учетом профиля их функционирования.
Г. Акты об организации юридической помощи.
ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002.
Основы законодательства о нотариате
Положение о Министерстве юстиции РФ
Гражданско-процессуальный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
НПактами данной группы закрепляется перечень и полномочия, основы организации и структура государственных органов и негосударственных организаций, призванных оказывать юридическую помощь организациям и населению.
Все правовые акты о правоохранительных органах входят в четкую иерархическую структуру, основанную на юридической силе НПА.
На самом высоком уровне – Конституция РФ, которая принимается с соблюдением особой процедуры и решает основные проблемы общественной и государственной жизни, в том числе вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу.
Ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы. Различают федеральные законы (в том числе конституционные) и законодательство субъектов РФ (включая их конституции и уставы). Федеральные законы также имеют верховенство на всей территории РФ. В федеральных законах решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов. Пределы законодательного регулирования на уровне субъектов РФ значительно уже, поэтому на данном уровне регламентации подлежат вопросы, находящиеся в совместном ведении (в сфере нотариата, адвокатуры и т.д.)
Следующая ступень – это указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. (напр., Об адм. реформе)
Постановления и распоряжения Правительства РФ могут регламентировать только те вопросы, которые отнесены к компетенции правительства актами более высокого уровня.
К регламентации организации и деятельности ПО могут иметь отношение и ведомственные акты, которые издаются руководителями соответствующего уровня. (приказы, инструкции, распоряжения и т.д.)
Разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и ВАС РФ
Постановления КС РФ
Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Комментариев нет:
Отправить комментарий