среда, 6 сентября 2023 г.

Материал по теме 2

  Нормативно-правовая основа деятельности правоохранительных органов.

 


1.     Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.

2.     Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.

3.     Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.

 

Вопрос 1.

Изучение основ деятельности и функций правоохранительных органов требует изучения большого количества законодательных и иных правовых актов.

В количественном отношении данный пласт нормативно-правовых актов характеризуется очень большим разнообразием как по их числу (более 50 НПА), так и по объему, что объясняется объектом изучения курса «ПО РФ» (государственные и негосударственные организации и  должностные лица).

Основной показатель правовых актов о ПО – тщательная регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц.

Правовые акты о правоохранительных органах включают акты разной юридической силы: от Конституции РФ и международных актов до положений ведомственных нормативных актов, что усложняет изучение правовой базы, на которую опирается система ПО.

Все правовые акты о ПО можно классифицировать по 2 основаниям:

1.                по предмету (содержанию) группируемых актов независимо от их юридической силы;

2.                по юридическому значению.

 

Вопрос 2.

По содержанию все НПА о ПО РФ можно разделить на 6 групп:

·        общего характера;

·        о судебной власти, правосудии и судах;

·        об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;

·        о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

·        об организации выявления и расследования преступлений;

·        об организации юридической помощи.

 

А. Акты общего характера.

- Конституция РФ;

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22.11.1991 г.

- Закон о безопасности;

- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц П и контролирующих органов» от 20.04.1995 в ред. 2001г.

 

- Всеобщая декларация прав человека;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

- Конвенция СНГ о правах  и основных свободах человека.

 

К этой группе относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

Особое место занимает Конституция РФ, поскольку в ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Для курса «ПО РФ» имеют первостепенной значение гл. 2 и 7 Конституции РФ.

Глава 2 КРФ закрепляет основные права и свободы человека и гражданина ( о праве на защиту, о презумпции невиновности  и т.д.). положения этой главы непосредственно предопределяют содержание деятельности ПО, ставят их в определенные рамки, влияют на основы организации.

Такую же направленность имеют положения гл.7, где сосредоточены основополагающие требования  к порядку и условиям  осуществления судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти.

Положения КРФ имеют высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто их издает.

 

Б. Акты о судебной власти, правосудии и судах.

Закон о судебной системе.

Закон о Конституционном Суде РФ.

Закон об арбитражных судах.

Закон о военных судах.

Закон о мировых судьях.

Закон о статусе суде.

Закон «Об органах судейского сообщества».

Закон об арбитражных заседателях.

ФЗ «О финансировании судов РФ» 10.02. 1999

Положение о квалификационной аттестации судей от 13.05.1993.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04. 1993.

 

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Ген. Ассамблеей ООН от 13.12. 1985.

 

Данная группа НПА регламентирует осуществление таких правоохранительных функций, как конституционный контроль и правосудие. Так, ФКЗ « О судебной системе РФ» 31.12.1996 занимает центральное место в этой группе, поскольку в нем заложены важнейшие исходные положения для формирования судов, установлены их виды, структура, функция и соответствующие принципы осуществления судебной власти

 

В. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих

         Закон об органах судейского сообщества.

Положение о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.04

Положение о Министерстве юстиции РФ

Основы законодательства о нотариате

Закон «Об исполнительном производстве в РФ»

Закон о судебных приставах

 

НПА данной группы содержат положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции как организация обеспечения нормального функционирования судов.

 

Г. Акты о  прокурорском надзоре и органах прокуратуры

Закон о прокуратуре РФ

Положение о военной прокуратуре

Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Положение о классных чинах прокурорских работников

 

В указанных НПА достаточно детально регламентированы все основные вопросы организации и полномочий прокуратуры, понятие и содержание прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры и т.д.

Д. Акты об организации выявления и расследования преступлений

Закон о прокуратуре

Закон о милиции

Положение об МВД РФ

ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности»

ФЗ о государственной охране

Закон о государственной границе РФ

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от12.08.1995

О частной детективной и охранной службе

 

Данная группа НПА весьма многочисленна, что обусловлено неоднородностью деятельности по выявлению и расследованию преступлений. Эта деятельность включает 3 компонента: 1) осуществление оперативно-розыскных мероприятий; 2) дознание; 3) предварительное следствие.  Реализация данной деятельности возложена на большое количество органов с учетом профиля их функционирования.

 

Е. Акты об организации юридической помощи.

ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002.

Основы законодательства о нотариате

Положение о Министерстве юстиции РФ

Гражданско-процессуальный кодекс

Уголовно-процессуальный кодекс

 

НПактами данной группы закрепляется перечень и полномочия, основы организации и структура государственных органов  и негосударственных организаций, призванных оказывать юридическую помощь организациям и населению.

 

Вопрос 3.

Все правовые акты о правоохранительных органах входят в четкую иерархическую структуру, основанную на юридической силе НПА.

На самом высоком уровне – Конституция РФ, которая принимается с соблюдением особой процедуры и решает основные проблемы общественной и государственной жизни, в том числе вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу.

Ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы. Различают федеральные законы (в том числе конституционные) и законодательство  субъектов РФ (включая их конституции и уставы). Федеральные законы также имеют верховенство на всей территории РФ. В федеральных законах решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов. Пределы законодательного регулирования на уровне субъектов РФ значительно уже, поэтому на данном уровне регламентации подлежат вопросы, находящиеся в совместном ведении (в сфере нотариата, адвокатуры и т.д.)

Следующая ступень – это указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. (напр., Об адм. реформе)

Постановления и распоряжения Правительства РФ могут регламентировать только те вопросы, которые отнесены к компетенции правительства актами более высокого уровня.

К регламентации организации и деятельности ПО могут иметь отношение и ведомственные акты, которые издаются руководителями соответствующего уровня. (приказы, инструкции, распоряжения и т.д.)

 

Разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и ВАС РФ

Постановления КС РФ

Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Комментариев нет:

Отправить комментарий