понедельник, 3 сентября 2018 г.

Материалы для первого занятия


Предмет и система курса «ПО РФ».
Предметом любой учебной дисциплины является определенная совокупность общественных отношений, возникающих в сфере, связанной с особенностями данной науки.


Под предметом изучения дисциплины «ПО РФ» понимается совокупность однородных специфических общественных отношений, возникающих в процессе образования субъектов и объектов системы организации управления в сфере правоохранительной деятельности.
Совокупность знаний о правоохранительных органах включает в себя:
- понятие и виды правоохранительных органов; в том числе как государственных органов, выполняющих правоохранительную функцию, так и некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности;
- основные направления деятельности в сфере правоохранительной функции государства; в том числе сведения о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом;
- правовое регулирование правоохранительной деятельности.
Т.о., в рамках дисциплины «ПО РФ» изучаются основы организации и наиболее существенные направления деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

Под системой любой учебной дисциплины понимается совокупность тем, рассматриваемых в рамках данной дисциплины. Система курса «ПО РФ» очень подвижна, поскольку подвержена изменениям, происходящим в государственном аппарате РФ
В систему курса «ПО РФ» входят следующие темы:
·        Предмет, система и основные понятия курса «ПО РФ».
·        Законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах.
·        Прокуратура Российской Федерации.
·        МЮ РФ.
·        Органы обеспечения безопасности.
·        Министерство внутренних дел РФ.
·        Таможенные органы РФ.
·        Органы следствия и дознания.
·        Адвокатура.
·        Нотариат.
·        Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности в РФ.

Вопрос 2. Соотношение курса «ПО РФ» с другими юридическими дисциплинами.
При определении места курса «ПО РФ» среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, изучаемых в юридическом вузе, нужно исходить из того, что данный курс так или иначе связан с другими дисциплинами. В учебном процессе эта связь состоит в том, что данный курс так или иначе связан с другими учебными дисциплинами, поскольку этот курс является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции.
Наиболее тесна связь с конституционным правом РФ, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, прокурорский надзор, правосудие. В конституционном праве формируются задачи и цели правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.
С администр. правом: адм. право изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. ПО широко применяют нормы администр. права (напр. При обеспечении правопорядка, безопасности дор. движения и т.д.). Кроме того, администр. право дает подробные сведения об основных правилах применения адпминстр. ответственности за соответствующие проступки.
С ГПП, УПП, АПП: они регламентируют порядок отправления правосудия  по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной деятельности. УПП устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.
С прокурорским надзором: связан не только выполенениме соответствующей правоохранительной функции, но и с определением форм и методов осуществления прокурорского надзора, в том числе за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций.
С теорией ГиП: поскольку ТГиП является наукой, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-прав. Явлений, то органы исполнительной власти (кот. явл-ся ПО) подпадают в сферу изучения Теории ГиП. Кроме того, теорией гос-ва и права разрабатываются рекомендации об основополагающих понятиях, применяемых в правоохр. деят-сти (напр. О применении права, соотношении права и судебной практики и т.д.)

Самостоятельно к семинарскому занятию (дополнительно): соотношение с ГП. УП, земельным правом, таможенным правом, криминологией, прав. Статистикой, криминалистикой, суд. медициной и суд. психиатрией.

Вопрос 3. Правоохранительная деятельность: понятие,  основные признаки,  задачи.
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание многообразной и многоплановой правоохранительной деятельности.
Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг.
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Эта деятельность направлена на обеспечение соблюдения прав, свобод, законных интересов человека, общественного порядка и конституционного строя государства. Объектами правоохранительной деятельности являются человек, общество, государство. Сущность правоохранительной деятельности – это обеспечение безопасности объектов правоохранительной деятельности.
Правоохранительная  деятельность обладает рядом существенных признаков:
1. такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например,
·        если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону;
·        если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб;
·        если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;
·        если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д.
Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
2. применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности  юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.
3. Правоохранительная деятельность  реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением и т. д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях - для должностного лица, допустившего нарушение.
4. Субъектами ПД являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которым санкционировано государством на основании и в порядке, определенном законом.
5. субъекты ПД наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом; негосударственные ПО и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в  определенном законом порядке.
Основными задачами правоохранительной деятельности являются:
·        осуществление охраны жизни и здоровья личности;
·        защита чести и достоинства каждого гражданина;
·        обеспечение личной свободы и неприкосновенности;
·        обеспечение права на благоприятную окружающую среду;
·        обеспечение права частной собственности;
·        обеспечение общественной безопасности;
·        защита материальных и духовных ценностей общества;
·        охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Вопрос 4. Общая характеристика правоохранительных органов РФ, их взаимосвязь между собой.
Правоохранительные органы – обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
Все ПО составляют систему ПО.
Система ПО- единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.
К государственным ПО относятся:
·        Суды: федеральные и субъектов общей юрисдикции, конституционные и арбитражные;- осуществляют уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное правосудие;
·        Органы юстиции (МЮ РФ, его территориальные органы, Министерства юстиции субъектов РФ – МЮ РД); - осуществляют государственную политику в сфере юстиции;
·         Органы обеспечения безопасности РФ (напр., (Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба), Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба), Совет безопасности, Федеральная пограничная служба и др);- обеспечение безопасности человека, общества, государства;
·        Органы предварительного расследования (органы ВД, органы Обеспечения безопасности, таможенные органы); - производство предварительного следствия и дознания, выявление и расследование преступлений, защита прав и свобод человека и гражданина и т.д.
·        Прокуратура РФ; - осуществляет прокурорский надзор, поддерживает государственное обвинение в суде, проводит координационную работу среди ПО по борьбе в преступностью, осуществляет уголовное преследование и т.д.
·        Органы внутренних дел (МВД РФ и МВД соответствующих субъектов РФ); - обеспечение общественного порядка, проведение  оперативно-следственных мероприятий и т.д.
К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся:
·        адвокатура; - оказание возмездной помощи населению по оказанию юридических услуг, предусмотренных законом;
·        частные охранные и детективные службы;
·        частный нотариат;
·        наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления;
·        комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
·        добровольные народные дружины и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий