среда, 9 октября 2019 г.

Организация и направления деятельности органов юстиции в РФ



1.     Организация и задачи органов юстиции в Российской Федерации.
2.     Основные направления органов юстиции.


Вопрос 1.
Минюст России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста осуществляет Президент РФ, а координирует его деятельность Правительство РФ.
Структурно Минюст включает управления, отделы, иные структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные – заместители министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр юстиции назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наделенный широкими полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью МЮ и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России.
Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят руководящие работники и специалисты в сфере юстиции. Состав коллегии, кроме лиц, входящих по должности,  утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЮ, которые реализуются приказами и распоряжениями Министра.
МЮ РФ, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему МЮ. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются МЮ РФ, по вопросам совместного ведения – МЮ России и органам исполнительной власти субъекта РФ.
В систему МЮ РФ входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции – нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.
Правовое положение МЮ РФ определяется Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», Положением о МЮ РФ от 2 .08.1999, постановлением Правительства РФ от 7 .10.1996 г. «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ»  и т.д.
На МЮ и его территориальные органы возлагается выполнение следующих основных задач:
-  реализация государственной политики в сфере юстиции;
- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.
Каждая из изложенных задач наполняется конкретным содержанием.

Вопрос 2.
Реализация государственной политики в сфере юстиции является самой обширной задачей МЮ РФ. Для ее реализации на МЮ РФ возложены следующие функции:
- координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
- проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных НПА, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;
- обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства в ГД ФС РФ и Констит. Суде РФ
- государственная регистрация и учет ведомственных нормативных актов  центральных органов федеральной исполнительной власти;
- регулирование сферы правового обслуживания;
- контроль за исполнением законодательства;
- правовая информатизация;
- участие в подготовке Свода законов;
- развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений;
- участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан и т.д.
Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на МЮ РФ в сфере международных отношений. Например, МЮ РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства, а также представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.
Наделение МЮ РФ широкими полномочиями по регистрации НПА поставило его в положение активного контролера за качеством значительной части актов федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов РФ.

Важное место в деятельности МЮ РФ занимают вопросы взаимоотношений с адвокатурой и нотариатом.
В отношении нотариата МЮ РФ:
 наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;
осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей,
организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельностью;
совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств,
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.д.
В отношении адвокатуры в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. на территориальные органы МЮ возложено:
 ведение региональных реестров адвокатов,
своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях,
участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов
разбирательством жалоб на действия адвокатов,
принятие мер к лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий