понедельник, 27 ноября 2017 г.

Оперативно-розыскная деятельность (далее —ОРД) вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Различия между ОРД и предварительным следствием:
1.     следственные действия регулируются уголовно-процессуальным законом и проводятся только после возбуждения уголовного дела, а ОРД осуществляется на основе Закона об ОРД.
2.     по результатам: в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе ОРД лишь предварительные данные, которые станут таковыми по результатам их закрепления процессуальным путем.
ОРД основывается как на общеправовых принципах (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и на принципах, свойственных данной отрасли права: конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.
Правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
Задачами оперативно-розыскных подразделенийявляются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
В Законе об ОРД дан исчерпывающий переченьоперативно-розыскных мероприятий при проведении ОРД:
опрос;
 наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
 проверочная закупка;
 исследование предметов и документов;
 наблюдение;
 отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений, участков и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров;
снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение;
контролируемая поставка;
оперативный эксперимент.
Законом установлены условия проведения каждого ОРМ (судебное решение, согласие руководителя органа, имеющего право осуществления ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов и др. (ст. 8).
Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов государственной охраны.
4. Таможенных органов Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, уполномоченными на проведение ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Ведомственный контроль возложен на руководителей органов, осуществляющих ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий