понедельник, 27 ноября 2017 г.

Предварительное следствие

Следствие в уголовном процессе означает собирание и проверку доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства суде первой инстанции.
Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.
Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности,  в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств составляют систему органов предварительного следствия.
Задачи органов предварительного следствия являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств и последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;
установление наличия или отсутствия ущерба, причиненное преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
В ст. 151 УПК определяется подследственность.
Подследственностъ — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
б) подследственность по видам преступлений;
в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);
г) персональная подследственность (по субъекту преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел.
Следователи органов Следственного комитета РФ уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 151 УПК).
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые процессуальные права,ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.
Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и (или) санкции прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователь обязан:
полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству;
установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства;
установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозревавшихся в совершении преступления;
принять меры к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению (ч. 2 ст. 158УПК).
Правомочиями следователя являются:
вызов и обеспечение явки свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых);
производство следственных действий (допрос, выемка, обыск, наложение ареста на имущество и др.);
задержание и применение мер пресечения в порядке, установленном законом;
принятие мер обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
дача обязательных поручения и указаний органам дознания о производстве следственных действий и об участии в них;
дача поручений руководителям органов, уполномоченных на производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам;
поручение соответствующим следователям производства следственных действий вне своей территории подследственности.
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.
Наделяя следователя такими полномочиями, закон предъявляет определенные требования к лицам, назначаемым на эту должность.
Следователями могут назначаться граждане России, имеющие, как правило, высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. Следователи  занимают разное должностное положение: следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам и старший следователь по особо важным делам.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу письменном виде, но закон предусматривает возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору.
Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.
За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий