понедельник, 27 ноября 2017 г.

Информация по дознанию

Дознание - это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие.


Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов ФСИН, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание проводится следователями Следственного комитета РФ.
Государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.
Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним относятся следующие должностные лица:
капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:
1) процессуальные действия, которые в совокупности образуют дознание. Оно возможно только по очевидным преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;
2) производство неотложных следственных действий.
Кроме того выделяют дознание в сокращенной форме.
В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь, заканчивая его составлением обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.
Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, покоторому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
К неотложным следственным действиям относятся:
осмотр,
обыск,
выемка,
задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей,
освидетельствование и др.
Срок производства неотложных следственных действий «по горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах (ст. 157).
Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции:
дознание;
производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения.  Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания.
Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
 Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий